Как вести себя при вызове в налоговую инспекцию

Как вести себя при вызове в налоговую инспекцию

С возобновлением выездных проверок ФНС вновь стала вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений или вызова на допрос в качестве свидетеля. Вызвать налоговый орган может как руководителя организации или главного бухгалтера, так и рядового сотрудника – кладовщика, водителя и т.д. В целях минимизации негативных последствий и усиления своей позиции в случае последующего спора с налоговым органом при получении уведомления для дачи пояснений или вызова на допрос в качестве свидетеля налогоплательщику следует придерживаться следующих рекомендаций:

По каждому контрагенту организации стоит завести отдельную папку, в которой будет храниться комплект документов, собранных для проверки контрагента перед заключением договора, и сами договоры. Так как любой руководитель бизнеса рано или поздно сталкивается с претензиями налоговых органов данные документы желательно собирать и хранить заранее.
По каждому контрагенту следует собрать и хранить следующие документы:
— копии учредительных документов;
— информация, полученная при помощи сервисов проверки контрагентов (СПАРК, СБИС, Контур.Фокус и др.) и сервисов на официальном сайте ФНС («Проверь контрагента», «Прозрачный бизнес»);
— копии доверенностей на право подписи документов со стороны контрагента;
— письма контрагента о наличии у него необходимых ресурсов для исполнения договора (персонала, оборудования, транспорта и т.д.), так называемые «Заявления о добросовестности контрагента»;
— копии бухгалтерской и налоговой отчетности контрагента;
— копии договоров аренды помещения, занимаемого контрагентом;
— информация с сайта контрагента (при его наличии);
— отзывы в Интернете о работе контрагента (при их наличии).
Также в дополнение имеет смысл составить «паспорт контрагента», в котором указать предмет договора, объемы поставляемых товаров / выполняемых работ, порядок расчетов, дальнейшее движение поставляемых контрагентом товаров, контактные данные представителей контрагентов. Эту информацию можно взять с собой для дачи пояснений и использовать ее в ответах на вопросы.
Не стоит стараться дать максимально исчерпывающий ответ на вопрос – лучше ограничиться необходимым минимумом информации.

В ходе дачи пояснений или допроса налоговики могут оказывать определенное давление на налогоплательщика – могут пригрозить выездной налоговой проверкой, уголовной ответственностью, утверждать о наличии информации о применении налогоплательщиком схем с целью уклонения от уплаты налогов. В этой ситуации главное сохранять спокойствие и настаивать на уплате налогов в соответствии с действующим законодательством. Еще лучше – взять с собой в инспекцию юриста, как правило в его присутствии налоговики более сдержанны.
Также налоговый орган может потребовать сдать уточненную декларацию и убрать вычеты по НДС. Этого делать нельзя ни в коем случае, так как этим налогоплательщик фактически подтверждает предположения налогового органа о нереальности сделки с каким-либо контрагентом и ослабляет свою позицию в случае дальнейшего рассмотрения спора с налоговым органом в суде.
Руководитель может не знать обо всех тонкостях взаимоотношений со всеми контрагентами, но ему не стоит отвечать на вопросы налогового органа, что он не знает. В случае невозможности дать ответ на какой-либо стоить сказать, что необходимо уточнить эту информацию у ответственного работника.
Не следует без необходимости упоминать работников налогоплательщика при даче ответов на вопросы, особенно тех, кто взаимодействует с контрагентами, принимает товары, доставляет их, так как скорее всего именно этих работников налоговый орган допросит в последующем. В этом случае стоит проинструктировать данных сотрудников, так как, помимо прочего, именно на противоречиях и путанице в их ответах налоговый орган выстраивает свою позицию и подтверждает свои выводы о нереальности сделок.
Кроме того, имеет смысл поговорить с руководителями поставщиков и заказчиков, возможно они являются причиной для вызова налогоплательщика для дачи пояснений.

social position